Эту экскурсию начнем от площади Сан Пьетро, Ватикан. Если повернуться спиной ( почти кощунство) к площади то перед вами улица Via della Conciliazione( улица Примирения), ведущая к крепости Святого Ангела. Эту улицу  проложил Муссолини в 30-ые годы, соединив центр Рима и Ватикан. Улица красивая, магазины сувенирные, посольства стран разных при Святом Престоле. а ведет она к творению императора Адриана- мавзолею Адриана, позже превращенного в крепость Святого Ангела.

Император Адриан начал строить его в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. Завершил строительство в 139 г., после смерти Адриана, его преемник Антонин Пий.В мавзолее были установлены погребальные урны императоров начиная с Адриана и кончая Септимием Севером. Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.

Согласно легенде, в 590 г., во время эпидемии чумы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, — отсюда и произошло название замок св. Ангела. В средние века замок был соединён с Ватиканом пассетто, укрепленным коридором. Римские папы превратили его в настоящую крепость: Климент VII в 1527 г. укрылся в замке, когда войска императора Карла V вторглись в Рим. В осаждённом замке находился в это время и принимал самое деятельное участие в отражении атак Бенвенуто Челлини, скульптор, ювелир, автор известных мемуаров. Для осмотра крепости внутри вам понадобится как минимум пара часов. Экскурсии в крепость почти не заходят, у туристов. как всегда, не хватает времени. Можно немного пройтись вокруг крепости. Интересна стена ( пассето), ведущая прямо в Ватикан, по которой свободно движется конная двуколка. В случае опасности Папы, приподняв сутаны, резво убегали в крепость и становились практически недоступными для врагов.
Несколько фото из прогулки внутри крепости можно посмотреть здесь.
От крепости Святого Ангела по мосту перейдем через Тевере ( Тибр).Мост св. Ангела (ит. Ponte Sant’Angelo) — пешеходный мост через Тибр в Риме, построенный в 134—139 гг. римским императором Адрианом. Поскольку мост вёл к мавзолею Адриана (ныне замок св. Ангела), римляне называли его «мостом Адриана» или «мостом Элия».

В 1450 г. перила моста не выдержали наплыва паломников, спешивших на празднование к собору св. Петра, и обрушились в реку; множество пилигримов погибло. В ответ папа велел снести древнюю триумфальную арку, которая якобы перекрывала выход с моста. C XVI в. установился обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников. Тогда же на мосту появились статуи апостолов Петра (работы Лоренцетто, 1530) и Павла (работы Паоло Романо, 1463), к которым с подачи Бернини добавилось ещё десять статуй ангелов.
Пройдя по мосту через Тибр, поворачивайте налево, пройдите немного по набережной до следующего моста Umberto I -короля Италии. прямо через мост возвышается прекрасный дворец, посещение которого многим не доставляет радости  дворец Правосудия (Palazzo di Guistizia).Повернув с набережной направо и пройдя около 50 метров, снова свернув в проулок направо вы попадаете на piazza Navona, одну з самых красивых площаднй Рима
При императоре Домициане (I в. до н.э.) на месте площади Навона был стадион, очертания которого и определили ее форму. Площадь обрела барочный облик при папе Иннокентии X, который велел по­строить здесь палаццо для жены своего брата, благодаря которой он получил папскую тиару. Так по­явился Палаццо Памфили. Рядом с дворцом возвели церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне посвящен­ную св. Агнессе, с которой на этом месте произошло чудо: мгновен­но отросшие густые волосы скры­ли наготу 13-летней христианки, выставленной на поругание язычникам. Фасад церкви выполнен в 1652-1655 гг. архитектором Франческо Кастелли, прозванным Борромини. Голова святой хра­нится в изящном реликварии в раннехристианской крипте церк­ви, где покоится и прах Иннокен­тия X.

Напротив церкви расположен «Фонтан Четырех Рек» - ше­девр одного из самых знаменитых архитекторов XVII в. Джан-Лоренцо Бернини. Аллегорические фигуры изображают самые большие реки на каждом континенте - Нил, Ду­най, Ганг и Рио-де-Ла-Плата (Амазонка тогда была неизвест­на). Покрывало на голове Нила - символ того, что его исток, был неизвестен к тому времени. Рас­положение фигур фонтана поро­дило легенду о поединке между гениями эпохи барокко- Берни­ни и Борромини: будто бы речные боги Бернини выражают жестами желание не видеть «ужасное» творение Борромини. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный фасад. По проекту Бернини создан и один из двух фонтанов, располо­женных по краям площади, - фонтан Мавра. Другой фонтан в оригинале состоял лишь из одной ванны, к которой в конце XIX в. добавили скульптуры, и возник фонтан Нептуна.
Hosted by uCoz