Эту экскурсию начнем от площади Сан Пьетро, Ватикан. Если повернуться спиной ( почти кощунство) к площади то перед вами улица Via della Conciliazione( улица Примирения), ведущая к крепости Святого Ангела. Эту улицу проложил Муссолини в 30-ые годы, соединив центр Рима и Ватикан. Улица красивая, магазины сувенирные, посольства стран разных при Святом Престоле. а ведет она к творению императора Адриана- мавзолею Адриана, позже превращенного в крепость Святого Ангела.
Император Адриан начал строить его в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. Завершил строительство в 139 г., после смерти Адриана, его преемник Антонин Пий.В мавзолее были установлены погребальные урны императоров начиная с Адриана и кончая Септимием Севером. Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.
Согласно легенде, в 590 г., во время эпидемии чумы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, — отсюда и произошло название замок св. Ангела. В средние века замок был соединён с Ватиканом пассетто, укрепленным коридором. Римские папы превратили его в настоящую крепость: Климент VII в 1527 г. укрылся в замке, когда войска императора Карла V вторглись в Рим. В осаждённом замке находился в это время и принимал самое деятельное участие в отражении атак Бенвенуто Челлини, скульптор, ювелир, автор известных мемуаров. Для осмотра крепости внутри вам понадобится как минимум пара часов. Экскурсии в крепость почти не заходят, у туристов. как всегда, не хватает времени. Можно немного пройтись вокруг крепости. Интересна стена ( пассето), ведущая прямо в Ватикан, по которой свободно движется конная двуколка. В случае опасности Папы, приподняв сутаны, резво убегали в крепость и становились практически недоступными для врагов.
Несколько фото из прогулки внутри крепости можно посмотреть здесь.
От крепости Святого Ангела по мосту перейдем через Тевере ( Тибр).Мост св. Ангела (ит. Ponte Sant’Angelo) — пешеходный мост через Тибр в Риме, построенный в 134—139 гг. римским императором Адрианом. Поскольку мост вёл к мавзолею Адриана (ныне замок св. Ангела), римляне называли его «мостом Адриана» или «мостом Элия».
В 1450 г. перила моста не выдержали наплыва паломников, спешивших на празднование к собору св. Петра, и обрушились в реку; множество пилигримов погибло. В ответ папа велел снести древнюю триумфальную арку, которая якобы перекрывала выход с моста. C XVI в. установился обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников. Тогда же на мосту появились статуи апостолов Петра (работы Лоренцетто, 1530) и Павла (работы Паоло Романо, 1463), к которым с подачи Бернини добавилось ещё десять статуй ангелов.
Пройдя по мосту через Тибр, поворачивайте налево, пройдите немного по набережной до следующего моста Umberto I -короля Италии. прямо через мост возвышается прекрасный дворец, посещение которого многим не доставляет радости дворец Правосудия (Palazzo di Guistizia).Повернув с набережной направо и пройдя около 50 метров, снова свернув в проулок направо вы попадаете на piazza Navona, одну з самых красивых площаднй Рима
При императоре Домициане (I в. до н.э.) на месте площади Навона был стадион, очертания которого и определили ее форму. Площадь обрела барочный облик при папе Иннокентии X, который велел построить здесь палаццо для жены своего брата, благодаря которой он получил папскую тиару. Так появился Палаццо Памфили. Рядом с дворцом возвели церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне посвященную св. Агнессе, с которой на этом месте произошло чудо: мгновенно отросшие густые волосы скрыли наготу 13-летней христианки, выставленной на поругание язычникам. Фасад церкви выполнен в 1652-1655 гг. архитектором Франческо Кастелли, прозванным Борромини. Голова святой хранится в изящном реликварии в раннехристианской крипте церкви, где покоится и прах Иннокентия X.
Напротив церкви расположен «Фонтан Четырех Рек» - шедевр одного из самых знаменитых архитекторов XVII в. Джан-Лоренцо Бернини. Аллегорические фигуры изображают самые большие реки на каждом континенте - Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-Ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Покрывало на голове Нила - символ того, что его исток, был неизвестен к тому времени. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко- Бернини и Борромини: будто бы речные боги Бернини выражают жестами желание не видеть «ужасное» творение Борромини. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный фасад. По проекту Бернини создан и один из двух фонтанов, расположенных по краям площади, - фонтан Мавра. Другой фонтан в оригинале состоял лишь из одной ванны, к которой в конце XIX в. добавили скульптуры, и возник фонтан Нептуна.